Поиск Войти
Выбор региона
Республика Коми

Конференция судей

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конференции судей Республики Коми от 04 марта 2020 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Конференции судей Республики Коми

 

г. Сыктывкар                                                                                                                                                            4 марта 2020 года

 

Конференция судей Республики Коми, заслушав и обсудив доклады Председателя Верховного Суда Республики Коми Хамицевича А.К., председателя Арбитражного суда Республики Коми Чернышова Д.В., председателя Конституционного Суда Республики Коми Кретова В.В., министра юстиции Республики Коми Осташова А.И., исполняющей обязанности начальника Управления Судебного департамента в Республике Коми Климовой Е.Н., отчеты председателя Совета судей Республики Коми Сусловой Н.А., председателя квалификационной коллегии судей Республики Коми Маклакова В.В., председателя экзаменационной комиссии Республики Коми по приему квалификационного экзамена на должность судьи Кунторовского В.Р. о работе указанных органов судейского сообщества республики за период 2016-2020 г.г., выступления судей, отмечает, что судейское сообщество Республики Коми за отчетный период принимало меры по осуществлению качественного правосудия в установленные законом сроки, защите законных прав и интересов граждан и юридических лиц, укреплению авторитета судебной власти и в целом справилось с поставленными задачами.

Совет судей, квалификационная коллегия судей республики, экзаменационная комиссия в отчетном периоде провели необходимую работу по выполнению задач, возложенных на них Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Совет судей совместно с Верховным и Арбитражным судами Республики Коми, районными и городским судами, мировыми судьями республики, Управлением Судебного департамента в Республике Коми, Министерством юстиции Республики Коми в период между конференциями работал над решением приоритетных задач, направленных на повышение эффективности работы судебных органов, создание необходимых условий для обеспечения открытости, прозрачности и доступности правосудия, утверждение авторитета судебной власти, защиту прав и законных интересов судей.

За отчетный период проведено 37 заседаний, на которых рассматривались вопросы организационного и ресурсного обеспечения судебной деятельности, выполнения судьями требований Кодекса судейской этики.

Совет судей участвовал в проведении работы по противодействию коррупции, урегулированию конфликта интересов и соблюдению этических требований к поведению судьи, выполняя разъяснительно-превентивную функцию, направленную на предупреждение коррупционных нарушений и возникновения конфликта интересов; дисциплинарную - в случае установления в действиях судьи признаков дисциплинарного проступка; правозащитную функцию, пресекая незаконное вмешательство в деятельность правосудия и оказание давления на суд.

Советом обсуждались вопросы, связанные с организацией работы судов республики, с профессиональной деятельностью, такие как кадровое обеспечение судебной системы, готовность судей, зданий и помещений судов к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей; вопросы организации санаторно-курортного лечения, медицинского обслуживания судей и членов их семей.

Налажено взаимодействие с законодательным и исполнительным органами власти региона по вопросам организационного и материально-технического обеспечения деятельности мировой юстиции. Ведется поиск решений по постепенному снятию проблемных вопросов, связанных с финансированием деятельности мировых судей.

Работа Совета судей строилась в тесном взаимодействии с квалификационной коллегией судей Республики Коми, экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Все решения Совета судей выполнены либо находятся в стадии выполнения.

 

Квалификационной коллегией судей Республики Коми решались вопросы кадрового обеспечения судебной деятельности. За отчетный период проведено 46 заседаний, на которых рассмотрено более 800 различных вопросов, в их числе 239 заявлений претендентов на вакантные должности судей, рекомендованы для назначения на должность 192 кандидата. В отношении 446 судей проведена квалификационная аттестация.

В связи с достаточно высоким (25%) количеством отклоненных Президентом Российской Федерации кандидатур на должности судей федеральных судов (вместе с лицами, отозвавшими свои заявления об участии в конкурсе после направления материалов в Верховный Суд Российской Федерации), квалификационной коллегии судей необходимо при даче рекомендации проявлять большую принципиальность, в том числе по вопросу о наличии возможного конфликта интересов у претендентов с учетом их предыдущего места работы и места работы их родственников (свойственников), обращать особое внимание и требовать от претендентов надлежащего оформления конкурсных документов, достоверного отражения в них сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

 

Учитывая важность кадровой работы, председатели районных (городских) судов должны уделять больше внимания подготовке кадров для замещения вакантных должностей судей, формировать собственный кадровый резерв из числа наиболее подготовленных юристов. Данной работой следует заниматься постоянно и планомерно.

Вместе с тем в подборе кандидатов на должности судей имеются сложности, связанные с широким толкованием понятия «конфликт интересов», отсутствием его правовой конкретизации.

 

Экзаменационная комиссия Республики Коми по приему квалификационного экзамена на должность судьи в отчетном периоде провела необходимую и достаточную работу по выполнению задач, возложенных Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», занимаясь вопросами отбора кандидатов, проводя экзаменационную процедуру по приему квалификационного экзамена на должность судьи. За отчетный период комиссией проведено 54 заседания по приему экзамена на должность судьи, в экзаменах приняли участие 240 кандидатов, из них 215 в суды общей юрисдикции и 25 в Арбитражный суд Республики Коми. Успешно сдали экзамен 140 кандидатов в судьи.

 

Управление Судебного департамента в Республике Коми и Министерство юстиции Республики Коми обеспечили устойчивое функционирование федеральных судов и мировых судей, укрепление их материальной базы, технической и информационной оснащенности.

 

Управлением Судебного департамента в Республике Коми с учетом финансирования выполняется Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы»; принимаются меры по улучшению материально-технической базы судов; внедрены и активно используются программные изделия Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», элементы электронного судопроизводства; в полном объеме финансируются расходы по заработной плате и ежемесячному пожизненному содержанию судей, их социальной защите и медицинскому обслуживанию; обеспечивается деятельность органов судейского сообщества Республики Коми.

Созданы необходимые условия для реализации положений Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Работа в этом направлении постоянно совершенствуется. На основании решения Совета судей Республики Коми от 12 июля 2017 г. ежеквартально проводится мониторинг размещения текстов судебных актов на сайтах судов. Во всех судах организована работа приемных.

 

Министерством юстиции Республики Коми решаются вопросы материально-технического и организационного обеспечения деятельности мировой юстиции; принимаются меры по увеличению штатной численности сотрудников аппаратов мировых судей, оснащению судебных участков современными техническими средствами охраны; ведется поиск решений по постепенному снятию проблемных вопросов.

По инициативе Министерства юстиции Правительством Республики Коми утверждены нормативы материально-технического обеспечения деятельности мировых судей с увеличением финансирования на эти цели.

В наиболее приспособленных помещениях размещены судебные участки Сыктывкара, Вуктыла, Усть-Куломского и Прилузского районов, произведены ремонтные работы на судебных участках в Ухте, Усинске, Княжпогостском и Сысольском районах, на всех судебных участках модернизированы компьютерная техника и офисное оборудование, проведена централизация системы информационно-коммуникационных технологий, установлены программно-аппаратные комплексы аудио-видеопротоколирования хода судебных заседаний, защищенные каналы связи.

 

Вместе с тем в деятельности судов республики, мировых судей имеется ряд проблем.

Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривает проведение судебной реформы для повышения эффективности политико-правовых институтов и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации.

Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» уделено особое внимание развитию судов Российской Федерации на современном этапе, поскольку судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве.

Задачи, поставленные в Концепции и Федеральной целевой программе, являются основополагающими для развития судебной системы России. Одна из таких задач - создание необходимых условий для осуществления правосудия, то есть размещение федеральных судов в зданиях, отвечающих современным требованиям отправления правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

Однако не все здания, в которых размещаются суды республики, отвечают предъявляемым к ним высоким требованиям.

Так, в Верховном Суде Республики Коми существуют проблемы, связанные с отсутствием необходимых условий для надлежащего отправления правосудия, поскольку здание суда не отвечает требованиям «Свода правил зданий судов общей юрисдикции», его общая площадь значительно ниже нормативной.

Та же ситуация со зданиями некоторых районных судов республики. Финансирование Управления Судебного департамента в Республике Коми на поддержание материально-технической базы районных судов осуществляется не в должном объеме.

Арбитражный суд Республики Коми в настоящее время занимает помещения, арендованные у коммерческой организации, площадью существенно ниже нормативно положенной. В 2020 году для размещения Арбитражного суда Республики Коми по договору безвозмездного пользования передано на длительный срок здание большей площадью, однако оно требует ремонта.

 

В судах республики по-прежнему остро стоит вопрос укомплектованности должностями согласно требованиям Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 апреля 2010 г. № 61. В Арбитражном суде Республики Коми при списочном составе 37 судей имеется всего 28 должностей секретарей судебных заседаний и 34 должности помощника судьи, в целом суд укомплектован должностями только на 70%. В Верховном Суде Республики Коми при штатной численности судей 61 единица только 46 помощников. Обеспечены помощниками не все судьи районных (городских) судов.

Поэтапное внедрение электронного документооборота и возложение на мировых судей обязанности по администрированию судебных штрафов вызвало нехватку технических специалистов на судебных участках.

В связи с высокой нагрузкой на аппараты районных (городских) судов, судебных участков, в том числе связанной с неукомплектованностью и низким уровнем заработной платы сотрудников аппаратов, имеет место текучесть кадров.

 

На постоянный рост нагрузки на судей в Российской Федерации обращал внимание Президент Российской Федерации на предыдущем IХ Всероссийском съезде судей. Как отметил В.В. Путин, чрезмерно высокая нагрузка сказывается на качестве работы судей и может привести к нарушению прав граждан и интересов государства. На этом съезде обсуждались способы снижения нагрузки на арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Так, по уголовным делам это возможность передачи отдельных материалов, рассматриваемых судами в порядке исполнения приговора (УДО, изменение вида режима исправительного учреждения, замена наказания более мягким видом), на разрешение специальных комиссий, создаваемых при ФСИН. Этот вопрос до настоящего времени не решен. Предлагались различные варианты законодательного решения вопроса о снижении нагрузки на судей по гражданским делам, не все они нашли поддержку в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. С учетом складывающегося положения ставился вопрос о разработке проекта закона о нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов Российской Федерации. До настоящего времени вопрос не решен.

 

Учитывая изложенное, Конференция считает необходимым обратить внимание предстоящего Х Всероссийского съезда судей на имеющее место в последнее время снижение уровня финансирования и материально-технического обеспечения судов, гарантий защиты судей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», на низкий уровень оплаты труда помощников судей и работников аппаратов судов, на актуальность продолжения работы над вопросом снижения нагрузки на суды.

 

Централизация федеральных и республиканских органов исполнительной власти, имеющий место на протяжении последних лет отток населения из республики повлекли неравномерное распределение нагрузки в районных (городских) судах республики, на судебных участках мировых судей. Управлению Судебного департамента в Республике Коми, Министерству юстиции Республики Коми совместно с Верховным Судом Республики Коми необходимо продолжить работу по выравниванию нагрузки на судей.

 

В республике остро стоит вопрос безопасности в судах, обеспечения установленного порядка деятельности судов по рассмотрению дел и материалов в выходные и праздничные дни в связи с продолжающимся сокращением численности судебных приставов по ОУПДС. По мнению конференции, данный вопрос следует внести на рассмотрение межведомственной рабочей группы Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов.

 

Несмотря на удовлетворительную оценку работы судов республики в целом, конференция отмечает, что продолжают иметь место обоснованные жалобы граждан на действия судей при отправлении правосудия.

Каждому судье необходимо строго следовать требованиям Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики, исключить факты нарушения требований процессуального законодательства, качественно и в установленные законом сроки рассматривать находящиеся в производстве дела и материалы, неукоснительно соблюдая права участников процесса.

По-прежнему, в ходе рассмотрения гражданских, административных, уголовных дел и материалов в недостаточной степени реализуется профилактическая функция суда. В общей массе частных постановлений (определений) только незначительная их часть касается фактов нарушений прав и свобод граждан, несмотря на увеличение количества исков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, социально-трудовых и жилищных правоотношений, оправдательных приговоров, постановлений о возвращении уголовных дел прокурору для устранения недостатков, препятствующих рассмотрению дела судом. Деятельность судов в этом направлении должна быть активизирована.

 

Вопрос информационной открытости судов не первый год находится в центре внимания органов судейского сообщества. Информационная политика судебной системы является важной составляющей стратегии развития судопроизводства. Советом судей Российской Федерации одобрена Концепция информационной политики судебной системы на 2020-2030 годы, которая направлена на гармонизацию отношений судебной власти и общества, открытость и гласность судопроизводства, совершенствование способов доступа к информации о деятельности судов, объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации, определены основные направления и механизмы реализации информационной политики судебной системы.

На сегодня в России действуют объединенные пресс-службы в 30 регионах. Учитывая положительный опыт их работы, Конференция считает целесообразным в целях формирования единой информационной политики судов Республики Коми, выработки единых подходов при осуществлении взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью создать при Совете судей республики объединенную пресс-службу, в состав которой войдут сотрудники аппаратов, ответственные за взаимодействие со средствами массовой информации, Верховного Суда Республики Коми, Арбитражного суда Республики Коми, районных (городских) судов и мировых судей Республики Коми, Воркутинского гарнизонного военного суда, Управления Судебного департамента в Республике Коми, Министерства юстиции Республики Коми.

 

Конференция судей Республики Коми считает необходимым обратить внимание Х Всероссийского съезда судей, что ряд вопросов, поставленных предыдущим съездом, до настоящего времени не разрешен.

Проблемным остается вопрос медицинского обслуживания судей. Из года в год уменьшается перечень услуг, предоставляемых в рамках Комплексной программы добровольного медицинского страхования, что не отвечает потребностям судейского сообщества.

На протяжении ряда последних лет, включая 2020 год, не в полном объеме реализовано закрепленное пунктом 5 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» право судей Республики Коми, членов их семей и судей в отставке на санаторно-курортное лечение. В условиях недостаточного финансового обеспечения соответствующих расходов, а также существующей системы государственных закупок через электронный аукцион, не позволяющей организовать закупки по более низкой цене непосредственно в учреждениях, оказывающих санаторно-курортное лечение, а также гарантированно рассчитывать на исполнение обязательств по оплате санаторно-курортных путевок победителями конкурса, судьи республики лишаются предоставленного законом права на ежегодное получение санаторно-курортного лечения (получают его один раз в три года). До настоящего времени открытым остается вопрос о праве судей, пребывающих в отставке, на оплату проезда к месту отдыха и обратно.

Не решен вопрос достойного пенсионного обеспечения судей, не приобретших право на получение ежемесячного пожизненного содержания, а также судей, членов семей умерших судей, ушедших на пенсию до принятия Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

До настоящего времени не разработан проект закона, устанавливающего порядок присвоения квалификационных классов судьям в зависимости от стажа работы в должности судьи и результатов квалификационной аттестации со снятием ограничений по предельному квалификационному классу судьи соответствующего суда. Поручение предыдущего съезда в этой части не реализовано, а решение этого вопроса позволило бы снять имеющуюся напряженность в судейском сообществе.

 

Назрел вопрос об активизации работы по систематизации законодательства, в связи с внесением в законы, а также иные нормативные акты, применяемые судами, значительного количества изменений. Проблемой стало не только их количество, но и то, что эти изменения не всегда согласуются между собой и учитывают решения Конституционного Суда Российской Федерации.

 

На основании изложенного, Конференция судей Республики Коми

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Принять к сведению доклады Председателя Верховного Суда Республики Коми Хамицевича А.К., председателя Арбитражного суда Республики Коми Чернышова Д.В., министра юстиции Осташова А.И., и.о. начальника Управления Судебного департамента в Республике Коми Климовой Е.Н., отчеты председателя Совета судей Республики Коми Сусловой Н.А., председателя квалификационной коллегии судей Республики Коми Маклакова В.В. председателя экзаменационной комиссии Республики Коми по приему квалификационного экзамена на должность судьи Кунторовского В.Р. об итогах работы указанных органов судейского сообщества в 2016 - 2020 гг.

2. Признать работу Совета судей Республики Коми, квалификационной коллегии судей и экзаменационной комиссии Республики Коми по приему квалификационного экзамена на должность судьи за отчетный период удовлетворительной.

3. Одобрить работу Управления Судебного департамента в Республике Коми, Министерства юстиции Республики Коми за 2016 - 2020 годы по укреплению и развитию материально-технической базы судов общей юрисдикции и мировых судей.

Управлению Судебного департамента в Республике Коми, Министерству юстиции Республики Коми, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» предложить считать приоритетными задачами в своей деятельности материально-техническое обеспечение судов, совершенствование информационно-телекоммуникационных технологий, замену устаревшей компьютерной и множительной техники, другой аппаратуры, продолжение работы по внедрению в деятельность судов республики элементов электронного судопроизводства, программных изделий ГАС «Правосудие».

4. Руководству судов, судьям обеспечить высокую культуру судопроизводства, принять исчерпывающие меры для качественного осуществлению правосудия в разумные сроки. Своим ответственным отношением к исполнению обязанностей по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и высоконравственным поведением укреплять авторитет судебной власти.

5. Совету судей и квалификационной коллегии судей Республики Коми совместно с руководством судов и Управлением Судебного департамента в Республике Коми продолжить работу по решению вопросов кадрового обеспечения судебной деятельности, повышению и укреплению авторитета судебной власти, соблюдению судьями требований Кодекса судейской этики.

6. Экзаменационной комиссии Республики Коми по приему квалификационного экзамена на должность судьи в связи с динамикой изменения законодательства и судебной практики инициировать перед Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи подготовку новых экзаменационных билетов.

7. В целях формирования единой информационной политики судов, выработки единых подходов осуществления взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью в республике создать при Совете судей объединенную пресс-службу.

8. Предложить Министерству юстиции Республики Коми во взаимодействии с органами исполнительной власти Республики Коми принять необходимые меры для надлежащего кадрового, финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения деятельности мировых судей в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия, организовать поэтапное внедрение электронного документооборота в деятельности мировых судей республики.

Рассмотреть вопрос введения дополнительной численности технического персонала в аппарат мировых судей (делопроизводителей, архивариусов, экспедиторов, экспертов с функциями администрирования доходов).

Продолжить работу по подбору помещений для судебных участков, модернизации программно-технических средств на судебных участках, организации ремонта и приведению материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в соответствие с нормативами, установленными постановлением Правительства Республики Коми от 25 марта 2019 г. № 140 «Об утверждении нормативов материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в Республике Коми».

9. Поручить Совету судей Республики Коми, Управлению Судебного департамента в Республике Коми направить совместное обращение в Совет судей Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации об увеличении штата аппаратов судов общей юрисдикции в Республике Коми и Арбитражного суда Республики Коми должностями, необходимыми для непосредственного осуществления правосудия; о выделении достаточных средств на капитальный и текущий ремонты зданий судов, покупку и строительство новых зданий судов, отвечающих предъявляемым к ним высоким требованиям; необходимости надлежащего финансирования медицинского и санаторно-курортного лечения судей и судей, пребывающих в отставке, включая решение вопроса о праве судей, пребывающих в почетной отставке, на оплату проезда к месту отдыха и обратно.

10. Поручить Совету судей Республики Коми, Управлению Судебного департамента в Республике Коми обратиться в Совет судей Российской Федерации, к Х Всероссийскому съезду судей по вопросам увеличения денежного содержания помощников судей, секретарей судебных заседаний и других сотрудников аппаратов судов; достойного пенсионного обеспечения судей, не приобретших право на получение ежемесячного пожизненного содержания, а также судей, членов семей умерших судей, ушедших на пенсию до принятия Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»; подготовки проекта закона, устанавливающего порядок присвоения квалификационных классов судьям в зависимости от стажа работы по судейской должности и результатов квалификационной аттестации со снятием ограничений по предельному квалификационному классу судьи соответствующего суда; разработки нормативно обоснованной нагрузки на судью, при чрезмерной нагрузке предусмотреть возможность дополнительного финансирования; подготовки проекта закона, устанавливающего право на получение денежной компенсации и порядок оплаты проезда к месту отдыха и обратно судьям, пребывающим в почетной отставке.

11. Совету судей Республики Коми инициировать обращение в Совет судей Российской Федерации с просьбой выработки практических рекомендаций по применению понятия «конфликт интересов» в отношении кандидатов на должность судьи (на основе обобщения практики работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов и Верховного Суда Российской Федерации).

12. Совету судей Республики Коми направить обращение в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации с предложением о внесении на рассмотрение межведомственной рабочей группы Судебного департамента и Федеральной службы судебных приставов России вопроса о недопустимости сокращения численности судебных приставов по ОУПДС в связи с необходимостью обеспечения безопасности и порядка при рассмотрении судами дел и материалов в выходные и праздничные дни.

13. Руководству Верховного Суда Республики Коми, Управлению Судебного департамента в Республике Коми, Министерству юстиции Республики Коми продолжить работу по выравниванию нагрузки в районных (городских) судах и на судебных участках мировых судей.

14. Контроль за выполнением Постановления возложить на Совет судей Республики Коми.

 

Председательствующий                                                                Н.А. Суслова

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Республики Коми

Вход

Забыли пароль?