ОТЧЕТ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ
за период с апреля 2012 г. по март 2015 г.
Заканчивается 4-летний срок полномочий действующей квалификационной коллегии судей. Все подводят итоги. Представляю на ваш суд обобщение проделанной ККС работы за отчетный период.
Квалификационная коллегия судей Республики Коми состоит из 21 человек, состав которой был избран на конференции, состоявшейся 12 апреля 2012 года, по нормам представительства, прописанным в Федеральном законе №3-ФЗ от 14 марта 2002 года «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Последние полтора года коллегия работала в составе 20 человек, так как представитель Президента Российской Федерации Тырин Михаил Петрович был назначен в ККС только в октябре 2015 года, а с 05 октября этого же года ушел в отставку член ККС – судья Арбитражного суда Республики Коми Токарев Сергей Дмитриевич.
В этом году исполняется 13 лет, как органы судейского сообщества были наделены публично-властными полномочиями специальным законом, закрепляющим представление об органах судейского сообщества в Российской Федерации, хотя впервые законодательная запись о них с указанием поставленной перед органами судейского сообщества цели "выражения интересов судей как носителей судебной власти" появилась после принятия в декабре 1996 г. Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".
За отчетный период (с апреля 2012 года по март 2015 года) проведено 48 плановых заседаний коллегии.
Решения ККС всегда выносились правомочным составом, явка членов ККС в среднем составила 89% от общего количества членов ККС.
Заседания ККС проходят ежемесячно. В обязательном порядке извещаются о заседании квалификационной коллегией судей представитель Президента Российской Федерации, председатели Верховного суда Республики Коми и Арбитражного суда Республики Коми, председатель Совета судей Республики Коми, руководители управлений Судебного департамента и по организационному обеспечению деятельности мировых судей с направлением им предварительного плана заседаний. Все приглашенные и члены квалификационной коллегии имеют возможность заранее ознакомиться с материалами проверок в отношении кандидатов в судьи и высказать свое мотивированное мнение о том или ином кандидате. С председателями судов согласовываются позиции по квалификационной аттестации судей, они информируются о кандидатах, подавших заявление на участие в конкурсе на должности судей. При принятии квалификационной коллегией решения о рекомендации кандидата на должность судьи учитывается позиция председателя суда.
Определяя статус квалификационных коллегий судей, закон наделяет их широкими полномочиями в части отбора кандидатов на судейские должности, оценки профессиональной деятельности судей и руководителей судов, наложения взысканий. Поэтому главным в деятельности ККС является отбор кандидатов в условиях растущих требований профессионально-делового и морально-нравственного характера с тем, чтобы государство, общество в конечном итоге получило профессиональных и объективных, беспристрастных и справедливых судей.
Коллегия давно пришла к выводу: для успешного отбора кандидатов кроме всего прочего требуется в большинстве случаев кропотливая предварительная работа. В чем она состоит. Первое: председатели судов и судьи. На этом этапе ККС получает от руководителей судов и судей необходимую предварительную информацию о сотрудниках, которые могли бы претендовать на судейские должности, они проводят предварительный анализ анкетных данных, личностных качеств сотрудников, выявляют недостатки, которые могут стать препятствиями при выдвижении кандидатов на судейскую должность. Таким образом, коллегия, судьи и руководители судов объединяют усилия для полноценного знакомства с сотрудниками аппаратов судов, оценки их профессиональных и личных качеств. Кроме того, для аппарата судов, с учетом недостаточности их материального обеспечения, выдвижение их кандидатами на судейские должности используется как механизм кадрового стимулирования. Наиболее перспективные сотрудники аппарата судов переводятся на работу в аппарат вышестоящих судов, что позволяет им пополнить правовой опыт.
Из какой профессиональной среды чаще всего приходят в судьи? Кадровая статистика дает достаточно достоверный ответ.
Проведенный нами анализ по качественному составу претендентов, позволил выявить следующую тенденцию: из 41 кандидата, участвовавших в конкурсе не из числа судей 19 претендентов являлись помощниками судей и консультантами судов, 6 – работниками прокуратуры, 5 – сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, 4 – юрисконсультами различных организаций и предприятий, 3 – сотрудниками органов внутренних дел, 2 – судьи в отставке, 1 преподаватель, 1 адвокат.
Указанные цифры, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что институт помощников судей в деле подготовки судейских кадров реально работает.
ККС и экзаменационная комиссия имеют хороший опыт сотрудничества. После успешной сдачи экзамена секретарь экзаменационной комиссии передает сведения о результатах экзамена в ККС, доводит до сведения каждого кандидата, успешно сдавшего экзамен, о необходимости встать в резерв, формируемый коллегией.
Когда на должность претендуют лица, регулярно принимающие участие в судебных разбирательствах (сотрудники прокуратуры, представители организаций), ККС получает информацию об их профессиональных качествах от судей и председателей судов.
В том случае, когда претендент по роду деятельности с судом не связан, ККС первоначально анализирует информацию, поступающую из экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
Претендентам, не являющимся работниками аппарата судов, ККС рекомендует пройти ознакомительную практику по основам судебного делопроизводства, организации судебного процесса, правилам делового поведения. При содействии ККС получившим рекомендацию претендентам предоставляется возможность ознакомиться с деятельностью работы суда и судебного участка.
Безусловно, основная работа с претендентами начинается после подачи ими документов на участие в конкурсе. Ввиду их количества и определенной сложности в оформлении секретарь ККС консультирует о правильном оформлении документов, предоставляет возможность исправить ошибки и неточности. К тому же разработана подробная памятка для претендентов, имеются все необходимые бланки, формы документов, в том числе в электронном виде, предоставляется информация о медицинских учреждениях, обладающих лицензией на проведение экспертизы профпригодности.
Отказ в приеме документов на конкурс в ввиду их несоответствия положениям ст.5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в практике ККС был единичным.
После приема документов коллегия проводит проверку достоверности представленных сведений, выявляет обстоятельства, препятствующие назначению претендента на судейскую должность, выясняет всю необходимую информацию о нем, выявляет потенциальный конфликт интересов при предполагаемом замещении претендентом судейской должности. Увеличение объема проверяемых сведений произошло вследствие принятия законов по реализации государственной политики в области противодействия коррупции.
Вы все участвовали в том или ином конкурсе и прекрасно знаете о неизбежности проверки и ее важности, поскольку недостоверность документов и сведений безвариантно препятствуют получению рекомендации на должность судьи.
Пожелание претендентам на должности судей, руководителей судов – будьте не только честны, но и максимально достоверны.
Некоторые претенденты, ознакомившись с поступившей в распоряжение коллегии отрицательной информацией, отзывали заявления. В частности, кандидат на должность судьи не указала сведения о привлечении брата к уголовной ответственности. Из поступившей в ходе проверки информации стало очевидно, что претендент скрыла данное обстоятельство, так проживая совместно с братом в одном доме, работая в период его привлечения в должности помощника судьи в суде, где рассматривалось уголовное дело, не могла не знать об этом обстоятельстве.
Но и коллегия, случалось, оценивала информацию как не препятствующую назначению на судейскую должность, в частности, сведения о привлечении самого претендента и его родственников к административной ответственности за незначительные нарушения при условии исполнения ими обязанности по уплате штрафа.
И, наоборот, как препятствующие назначению на судейскую должность коллегия оценивала, например, существенные разночтения в сведениях о доходах, представленных претендентом и налоговой инспекцией, выявившей «забытые» источники дохода и имущество претендента и его членов семьи, потенциальный конфликт интересов ввиду юридической деятельности членов семьи претендента.
Всего за отчетный период ККС было рассмотрено заявление 256 претендентов на вакантные должности судей, из них:
- на должности судей и руководителей судов общей юрисдикции – 248,
- на должности судей арбитражных судов – 8.
Рекомендовано коллегий 215 кандидатов, из них:
- на должности судей и руководителей судов общей юрисдикции – 209,
- на должности судей арбитражных судов – 6.
Видимо, с учетом пожеланий Президента Российской Федерации, высказанной им о необходимости заполнения вакансий в судах, работа в этом направлении в будущем возрастет.
40 претендентов не рекомендованы коллегией (что составляет 16 % от общего числа претендентов на должность судьи), 1 претендент получил отказ в рекомендации на должность судьи как не соответствующий требованиям (3-летний срок действия экзамена истекал 20 марта, попытка 03 марта повторно сдать экзамен закончилась неудачей, заседание Государственного Совета Республик Коми было назначено 16 апреля, т.е. за пределами срока действия квалификационного экзамена).
Из 215 претендентов, получивших положительное заключение ККС Республики Коми, Президентом РФ отклонены 15 кандидатов (6,98 % от числа рекомендованных), из них: в 2012 – 3 кандидата, в 2013 – 5 кандидатов, в 2014 – 3 кандидата, в 2015 – 4 кандидата. Еще 4 кандидата (1,86 %) накануне заседания кадровой комиссии при Президенте России отозвали свои заявления.
Государственным Советом Республики Коми все претенденты на должность судьи, получившие положительное заключение ККС, были назначены на должности мировых судей.
17 претендентов на должность судьи участвовали в конкурсе повторно, из них рекомендацию получили 3 человека.
Причины отклонений кандидатов в 2012-2014 года неизвестны, Президент Российской Федерации имеет право отклонить кандидатуры претендентов на должности судей без указания причин такового.
В 2015 году неизвестна причина отклонения одного из претендентов, в отношении остальных трех причина отклонения известна.
Рекомендация – берите письменные справки с места работы супругов об их доходах, тогда вам не может быть вменен в вину факт сокрытия доходов. Я думаю, что это актуально и при ежегодной подаче сведений об имущественном положении по месту работы.
Также были отклонены 2 претендента на должности руководителей судов по причине потенциального конфликта интересов, так как их близкие родственники работали в администрациях муниципальных районов.
В настоящее время ВККС разработала форму «Анкеты-уведомления», которую оформляет каждый из претендентов на должность судьи, и в которой указывается о рассмотрении судом, куда претендует кандидат на должность судьи, дел с участием его близких родственников, и организаций, в которых они работают, существо спора, принятое решение.
Представитель Президента Российской Федерации в кадровой комиссии Федоров Антон Юрьевич на совещании председателей ККС в июле 2015 года в качестве обязательного требования для претендента на должность судьи из числа помощников обозначил необходимость прохождения психодиагностического обследования. Раньше оно проводилось на базе поликлиники МВД, на сегодняшний день мы столкнулись с трудностями в ее проведении, так как со сменой организационного статуса – теперь это Федеральное казенное учреждение здравоохранения («Медсанчасть МВД России по Республике Коми») не вправе принимать денежные средства от физических лиц, в связи с чем требуется либо заключение договора УСД с данным учреждением, либо введение в штат УСД должности психолога.
Полагаю, что мы должны организовать возможность прохождения претендентами на должности судей психодиагностики, прошу Буракова И.А. взять данный вопрос под личный контроль.
В любом случае коллегия считает, что результаты психодиагностического обследования не могут быть безусловно определяющими при решении вопроса о рекомендации претендента на должность судьи.
За период моей работы в ККС только в отношении одного из претендентов по результатам психодиагностики были обнаружены помимо положительных качеств некоторые черты личности, малоприемлимые в работе судьи. Однако претендент согласно характеризующим данным хорошо показал себя в органах следствия, был одним из наиболее опытных помощников в суде, имел отличные результаты квалификационного экзамена, произвел положительное впечатление на коллегию. Однако, в процессе работы у него возникли проблемы не только в организации работы, но и в коммуникации с сотрудниками аппарата суда, с лицами, участвующими в делах, что повлекло целый ряд жалоб в ККС и председателю суда. Судья не справился с проблемами и в итоге ушел в отставку.
В отчетный период ни один из кандидатов, не рекомендованных на должность судьи, не обжаловал заключение ККС.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Чем лучше работают судьи, тем компетентнее и эффективнее правосудие, тем выше гарантии граждан на судебную защиту.
Как известно, с 1 января 2013 года вопросы квалификационной аттестации судей регламентируются статьей 20-2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», ст.25.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, осовременившими смысл и значение квалификационной аттестации судей. Обязательность и своевременность аттестации призваны стимулировать судью к постоянному росту качества отправления правосудия, к соблюдению предъявляемых Законом и Кодексом судейской этики требований, в том числе и при наличии предельного по занимаемой должности квалификационного класса судьи.
За отчетный период проведена квалификационная аттестация 408 судей Верховного и Арбитражного судов, районных, городских судов и мировых судей Республики Коми. Присвоены очередные квалификационные классы: 34 судьям Верховного Суда, 26-ти судьям Арбитражного суда, 241 судьям районных, городских судов, 97-ми мировым судьям. Оставлены в ранее присвоенном квалификационном классе 10 судей (в прошлый отчетный период таковых было 7), из них 7 судей районных, городских судов и 3 мировых судьи.
Причины оставления в прежних квалификационных классах очевидны: недостатки в обеспечении надлежащего качества судебной работы и выполнении профессиональных обязанностей, существенное нарушение прав и законных интересов участников процесса. Хотя эта мера не является взысканием, ее применение достаточно неприятно для судьи, надо делать правильные выводы, в первую очередь, о необходимости повышения профессионального уровня, а если не получается – уходе с должности.
Фактически критериями успешной аттестации и присвоения квалификационного класса являются три условия: занимаемая должность, стаж и опыт работы, а также результаты профессиональной деятельности. Выводы о соблюдении данных условий квалификационные коллегии делают, анализируя представление соответствующего председателя суда и приложенные к представлению документы.
Не всегда коллегия соглашается с позицией председателей районных и городских судов о присвоении судье очередного класса. В основном, это касается присвоения предельного класса по занимаемой должности.
Например, недавно отложили рассмотрение представления председателя суда о присвоении судье пятого класса (предельного по занимаемой должности), показатель качества рассмотрения им дел составляет 69%. Призываю руководителей судов более взвешенно подходить к квалификационной аттестации в случаях присвоения судье предельного по занимаемой должности класса, когда показатели судьи вызывают сомнение в его высоком профессионализме.
Судьи редко сами пользуются правом обращения в ККС о присвоении квалификационного класса. По одному из обращений в ККС непосредственно судьи о присвоении ему квалификационного класса решением коллегии заявление было оставлено без удовлетворения. В рассматриваемом случае вопрос о присвоении класса связан не с показателями работы судьи, а с применением нового законодательства по квалификационным классам.
Не согласившись с решением, судья обжаловал его в суд, решением которого решение ККС было оставлено без изменения.
В связи с изложенным полагаю, что существует необходимость оптимизации квалификационной аттестации, исключающей упрощенческий подход к ее проведению и прохождению. В частности, в ряде субъектов обязательно участие на заседании ККС как судьи, так и председателя суда в рассмотрении представления о присвоении судье квалификационного класса. Цель – в максимальной степени объективно оценивать уровень профессиональных знаний судей, умения применять их при осуществлении правосудия, результатов судейской деятельности.
Нами с кадровой службой Верховного суда Республики Коми разработана специальная форма справок, в дополнение к которой в отдельной справке приводится анализ причин отмен и изменений судебных актов. В справках, представленных Арбитражным судом Республики Коми, отражаются сведения о стабильности постановленных судьей судебных актов в сравнении со средним показателем по суду. Почему бы не указывать такие данные при аттестации судей судов общей юрисдикции не только в сравнении со средними показателями по суду, но и по республике, чтобы судья наглядно видел результаты своей работы в сравнении с результатами работы коллег. Также полагаю необходимым отражать в представленных на аттестацию материалах количество обоснованных жалоб на судью, поступивших на имя председателя суда. У нас имеется только информация по жалобам, проверка которых инициируется квалификационной коллегией судей. Известно, что большое количество жалоб поступает в адрес председателя суда.
С учетом требования Закона, обязывающего судью повышать квалификацию (п.2 ст.20.1 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»), считаю возможным прилагать к представлению также результаты стажировки судьи не только на базе Российской Академии правосудия, но и в суде вышестоящей инстанции.
Полагаю, что принимаемые ККС меры по квалификационной аттестации судей позволят изменить отношение судей к аттестации и повысить доверие к ККС, доброжелательно и в то же время взвешенно оценивающей реальный уровень профессионализма судьи.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ СУДЕЙ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Любое решение квалификационной коллегии судей имеет правовые последствия для судьи. Чрезвычайно значимыми эти последствия бывают именно при привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.
За отчетный период рассмотрены 1 представление председателя Верховного суда Республики Коми и 1 обращение Совета судей Республики Коми о привлечении судей к дисциплинарной ответственности.
По результатам рассмотрения представления председателя Верховного суда Республики Коми Шишкина В.А. о привлечении к дисциплинарной ответственности судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми в отношении последнего вынесено предупреждение.
По результатам рассмотрения обращения Совета судей Республики Коми от 07 октября 2015 года о привлечении к дисциплинарной ответственности мирового судьи одного из судебных участков вынесено замечание.
Также в 2015 году в квалификационную коллегию судей республики поступила жалоба гражданина на действия мирового судьи одного из судебных участков на некорректное поведение судьи в судебном заседании, выразившиеся в телефонном разговоре во время судебного заседания, по результатам рассмотрения которой квалификационной коллегией принято решение о передаче материалов в Комиссию Совета судей по служебной дисциплине и профессиональной этике для рассмотрения по существу.
Заключения коллегии и решение Комиссии Совета судей были направлены в адрес судов, поэтому подробно на них останавливаться не буду.
О работе ККС по жалобам и обращениям граждан и должностных лиц.
Квалификационная коллегия совместно с председателями судов проводит большую работу по рассмотрению обращений, жалоб и заявлений граждан в отношении судей.
За отчетный период квалификационной коллегией судей рассмотрено 1044 жалобы граждан по различным вопросам:
В2012 г. – 227 жалоб;
В2013 г. – 291 жалоба;
В2014 г. – 263 жалобы;
В2015 г. – 240 жалоб;
по март2016 г. – 23 жалобы.
Имеет место некоторая тенденция к уменьшению жалоб.
Основная масса жалоб поступает на волокиту при рассмотрении уголовных и гражданских дел, а также на допущенные судьями, по мнению заявителей, нарушения закона при рассмотрении конкретных дел. Результаты рассмотрения жалоб квалификационная коллегия принимает во внимание при аттестации судей.
Из 470 жалоб, по которым квалификационной коллегией были организованы проверки:
- 389 жалоб содержат сведения о нарушении судьями сроков изготовления процессуальных документов, отказ в направлении процессуальных документов заявителям, описки и грамматические ошибки в решениях и определениях, запрет на ведение аудиозаписи в судебных заседаниях;
- 31 – о волоките;
- 30– на некорректное поведение судей в отношении участников процесса;
- 12 – анонимные жалобы, в том числе две жалобы якобы от коллектива суда;
- 3 – о признаках коррупционных правонарушений;
- 3 – о недостойном поведении судей в быту (от бывших мужей);
- 2- ненадлежащее оформление исполнительных документов.
По обоснованным жалобам наибольшее количество приходится на:
- отказ в направлении копий процессуальных документов – 13;
- нарушение сроков изготовления решений – 10;
- запрет на ведение аудиозаписи в судебном заседании (том числе одна жалоба в отношении судьи ВС РК) – 6;
- несвоевременное начало судебных заседаний – 10;
- некорректное поведение в отношении участников процесса и иных граждан – 1 (разговор по телефону во время судебного заседания);
- ненадлежащее оформление исполнительных документов – 2.
538 жалоб не содержат сведений о совершении судьями дисциплинарных проступков, в них оспариваются законность и обоснованность решений, в связи с чем возвращены заявителям без рассмотрения по существу.
При этом наибольшее количество жалоб поступило на судей Сыктывкарского, Ухтинского и Воркутинского городских судов. Оно и понятно, в этих судах работают наибольшее количество судей.
Единичные жалобы поступили на судей Прилузского, Ижемского, Корткеросского, Усть-Куломского и Усть-Цилемского районных судов.
В 2016 году поступили 2 обоснованные жалобы на судей Верховного суда Республики Коми.
В сравнении с прошлым отчетным периодом не поступило ни одной жалобы на нарушение сроков направления дел в суд апелляционной инстанции.
Жалобы разрешаются с учетом содержания доводов заявителей, норм действующего законодательства, полномочий квалификационных коллегий судей, при необходимости направляются в органы, компетентные их рассматривать, о чем сообщается заявителю; по ним даются мотивированные ответы, также мною и заместителем коллегии Римских Н.Н. проводятся беседы с судьями о недопустимости впредь подобных нарушений.
Был достаточно серьезный случай, когда анализ обстоятельств совершения судьей дисциплинарного проступка предполагал возможность прекращения полномочий. Комиссия в составе из членов ККС и Совета судей республики провела проверку, результаты проверки были предварительно обсуждены с судьей, в итоге судья принял решение об уходе с работы.
Выражаю благодарность всем руководителям судов за полноту проверок по жалобам, аргументированные ответы, соблюдение сроков при проведении проверки.
ККС были также рассмотрены другие вопросы и материалы, а именно:
- прекращены полномочия 71 судьи, в том числе:
- по п.п.1 п.1 ст.14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с заявлением об отставке - 67, из них 53 федеральных судей, 4 судей арбитражного суда, 11 мировых судей;
- по п.п.10 п.1 ст.14 (в связи со смертью или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим) – 3, из них 1 федеральный судья, 1 судья арбитражного суда, 1 мировой судья;
- по п.п.11 п.1 ст.14 (отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда) – 1 мировой судья.
По иным основаниям полномочия судей не прекращались.
- прекращена отставка 9 судей (4 – федеральные судьи, 2 – арбитражных судей, 3 мировых судей) согласно их заявления в связи с желанием заниматься другой оплачиваемой деятельностью по п. 7 ст.15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»;
- удовлетворены 37 представлений председателя Верховного суда Республики Коми о привлечении судей в отставке к исполнению обязанностей судьи на срок до одного года на основании ст. 7.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
За отчетный период были рассмотрены заявления 3 судей о пересмотре решений квалификационной коллегии судей Республики Коми о преобразовании квалификационных классов в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля2015 г. № 3-П.
Информация о принятых ККС решениях по итогам каждого заседания публикуется на сайте коллегии, копии решений и заключений ККС направляются в Управление Судебного департамента в Республике Коми и в Управление Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей для доведения их до сведения судей.
На мой взгляд, деятельность коллегии, ее взаимодействие с судами и другими органами власти, с органами судейского сообщества - с Советом судей и Экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи позволили в полном объеме выполнить все задачи, стоящие перед ККС республики.
Оценить работу, проделанную квалификационной коллегией в отчетном периоде, предстоит Вам, уважаемые делегаты конференции.
В заключение хочется поблагодарить всех членов ККС Республики Коми, представителей общественности и представителя Президента РФ за их добросовестную и активную работу!
Также выражаю благодарность за создание надлежащих условий для деятельности органов судейского сообщества председателю Верховного суда Республики Коми В.А.Шишкину, за организационное обеспечение деятельности органов судейского сообщества - начальнику Управления Судебного департамента Буракову И.А., сотрудникам аппарата органов судейского сообщества – Кузнецовой Александре Григорьевне, Бобрововй Татьяне Геннадьевне, Таскаевой Марии Николаевне.
Новому составу ККС Республики Коми хочу пожелать принятия только взвешенных, обдуманных и справедливых решений!
Председатель квалификационной коллегии судей Н.А.Суслова