Поиск Войти
Выбор региона
Республика Коми

Публикации

ОТЧЕТ о работе Квалификационной коллегии судей РК за 2010-2012 гг.

ОТЧЕТ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ

2012 ГОД

Основной целью судебной реформы было и остается создание независимого, беспристрастного и справедливого суда, без которого не может быть и сильной судебной власти, а с ней и надежной судебной защиты прав человека и гражданина, конституционного строя, экономического и правового пространства России.

Деятельность органов судейского сообщества можно назвать вспомогательной по отношению к осуществлению правосудия судами. Однако это не снижает значимости этих органов. Во многом от того, как осуществляется их деятельность, зависит качество реализации правосудия.

 Квалификационная коллегия судей Республики Коми состоит из 21 человек, состав которой был избран на конференции, состоявшейся 19 апреля 2010 года,  по нормам представительства, прописанным в Федеральном законе  №3-ФЗ от 14 марта 2002 года «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». В этом году исполняется 10 лет, как органы судейского сообщества были наделены публично-властными полномочиями специальным законом, закрепляющим представление об органах судейского сообщества в Российской Федерации, хотя впервые законодательная запись о них с указанием поставленной перед органами судейского сообщества цели "выражения интересов судей как носителей судебной власти" появилась после принятия в декабре 1996 г. Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".

 За отчетный период (с апреля 2010 года по 11 апреля 2012 года) проведено  23 плановых заседаний коллегии.

Решения ККС всегда выносились правомочным составом, явка членов ККС в среднем составила 85% от общего количества членов ККС.

 Стоит отметить, что на график работы ККС республики пока не повлияли изменения, внесенные Федеральным законом «О статусе судей в РФ», согласно которым с 21 октября 2009 года полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком, поскольку до настоящего времени продолжается переназначение судей, назначенных ранее  на 3-х летний срок полномочий, кроме того, прибавилось работы после внесения очередных изменений в действующее законодательство, которые предусмотрели новую систему пересмотра судебных актов в гражданском процессе с 01 января 2012 года, в уголовном процессе – с 01.01.2013 года.

 Определяя статус квалификационных коллегий судей, закон наделяет их широкими полномочиями в части отбора кандидатов на судейские должности, оценки профессиональной деятельности судей и руководителей судов, наложения взысканий. Поэтому главным в деятельности ККС было и остается отбор кандидатов в условиях растущих требований профессионально-делового и морально-нравственного характера с тем, чтобы государство, общество в конечном итоге получило профессиональных и объективных, беспристрастных и справедливых судей.

 

Всего за отчетный период ККС было рассмотрено заявление 158 претендентов на должность судьи, что на 12 меньше, чем в предыдущий отчетный период (170). 12 претендентов на должность судьи участвовали в конкурсе повторно, из них рекомендацию получили 2. Из 126 претендентов, получивших положительное заключение ККС Республики Коми, Президентом РФ не отклонена ни одна кандидатура, но один из кандидатов накануне заседания кадровой комиссии при Президенте России отозвал свое заявление.  Государственным Советом Республики Коми все претенденты на должность судьи, получившие положительное заключение ККС, были назначены на должности мировых судей.

При рассмотрении заявлений учитывалось многое: результаты проверки достоверности документов и сведений о претенденте, предъявляемые законами требования к претенденту на указанную должность, его стаж по юридической специальности, уровень профессиональной подготовки, результаты работы по юридической специальности (в том числе в должности судьи), организаторские способности, деловые и моральные качества, положительные данные о претенденте, факты привлечения судей к дисциплинарной ответственности, упущения в прошлой работе, в том числе судебной.

 Проведенный нами анализ по качественному составу претендентов, позволил выявить следующую тенденцию: 20 кандидатов (или 16%), рекомендованных ККС, являлись помощниками судей, консультантами судов, 3 – работниками прокуратуры, 2 – юрисконсультами различных организаций и предприятий, 3 – сотрудниками органов внутренних дел, 16 мировыми судьями (13%), 2 – судьи в отставке, 1 преподаватель.  71 кандидат  переназначены из числа судей после истечения 3-х летнего срока полномочий, 11 претендентов были рекомендованы в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Коми. Адвокатов и нотариусов среди  претендентов на должность судьи не было. 

 

Полагаю верным сложившуюся практику извещения квалификационной коллегией судей председателей судов и Верховного суда Республики Коми, руководителей Управлений Судебного департамента и по организационному обеспечению деятельности мировых судей о том, заявления каких кандидатов на судейские должности подлежат рассмотрению. В таком случае руководители судов и управлений имеют возможность высказать свое мотивированное мнение о том или ином кандидате.

Вероятно, пора и дальше демократизировать процесс оценки кандидатов и подключать к нему не только руководителей, но и коллективы судов. Кто как не судьи заинтересованы в наилучшем пополнении своих кадров. Знаю, что такой подход имеет место в Ухтинском городском суде.

 Из 32 кандидатов, не рекомендованных на должность судьи, только 2 кандидата (судья Арбитражного суда Республики Коми  и один из помощников судьи общей юрисдикции) обжаловали заключение ККС.

 За отчетный период в отношении 156 судей проведена квалификационная аттестация и присвоены квалификационные классы 135 судье, в том числе судьям судов общей юрисдикции – 96; арбитражным судьям – 6;  мировым судьям – 31 судье.

Оставлены в прежнем классе 12 судей (в том числе: судьи судов общей юрисдикции – 9; мировые судьи – 3). В прошлый отчетный период 7 судей были оставлены в прежнем квалификационном классе.

 Думается, Вы разделите мое мнение о том, что присвоение очередного класса нередко воспринимаются судьями как само собой разумеющееся. Квалификационный класс не является специальным или почетным званием. Он присваивается судье с учетом стажа, опыта судебной работы и занимаемой должности. При этом оцениваются уровень его профессиональных знаний, умение применять их при осуществлении правосудия, деловые качества и соответствие его требованиям, предъявляемым к судье Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

 Хочу отметить судей, которым за отчетный период присвоены очередные   квалификационные классы, имеющие 100 % стабильности по рассмотренным делам при отсутствии нарушений процессуальных сроков рассмотрения дел. Это Вокуев Роман Владимирович (Сыктывкарский городской суд), Каптел Любовь Валерьевна (Сыктывкарский городской суд), Михайлов Сергей Александрович (Усть-Вымский районный суд), Засыпкина Татьяна Ивановна (Ижемский районный суд).

 В прежних классах  оставлены 12 судей (в том числе: судьи судов общей юрисдикции – 9; мировые судьи – 3).

 Причины оставления в прежних квалификационных классах очевидны: недостатки в обеспечении надлежащего качества судебной работы и выполнении профессиональных обязанностей, нарушение процессуальных сроков рассмотрения дел.

Хотя эта мера не является взысканием, думаю, что ее применение достаточно неприятно для судьи и свидетельствует о том, что необходимо поработать над повышением профессионального уровня.

Следует учесть, что с 01 января 2011 года впервые назначенному федеральному судье квалификационная аттестация должна проводиться только по результатам прохождения профессиональной переподготовки (изменения, внесенные Федеральным законом №135-ФЗ от 01.07.2010 года в ст.20.1 Закона «О статусе судей в Российской Федерации».

ККС была дана  рекомендация к присвоению 9 судьям 1 квалификационного класса.

Досрочно присвоены квалификационные классы 1 судье Конституционного суда Республики Коми и 1 Верховного суда Республики Коми. 4 мировым судьям присвоены 2 квалификационные классы, что также не может не радовать.

 Обращаю Ваше внимание, что в случае назначения в вышестоящий суд судьи, имеющего квалификационный класс более низкий, чем предусмотрено по занимаемой должности, квалификационный класс ему присваивается исходя из установленного п.10 Положения о квалификационной аттестации судей перечня – в зависимости от вновь занимаемой должности, что не является досрочным присвоением ему квалификационного класса.

 Вместе с тем, за отчетный период рассмотрены 4 представления о привлечении мировых судей к дисциплинарной ответственности (Корткеросский, Веждинский (Эжвинский район), Усть-Цилемский и Промышленный (г.Сосногорска) судебные участки.   

 Эти проступки выражаются, главным образом, в  явном нарушении норм процессуального законодательства: принимаются к производству дела, неподсудные судебному участку, дела возвращаются в административный орган на «доработку» после принятия его к производству судьи со стадии рассмотрения дела, фактически  возврат осуществляется с истекшим сроком давности привлечения к административной ответственности, отсутствует должный контроль за организацией делопроизводства в суде (длительный период поступившие заявления не регистрируются), допускается волокита при рассмотрении дел, длительное изготовление процессуальных документов, ненадлежащая организация работы, некорректность к участнику судебного разбирательства, личная неорганизованность.

 В трех случаях, исходя из конкретных обстоятельств, материалы проверки были переданы в Комиссию по этике в отношении 1 судьи Сыктывкарского городского суда и 2 мировых судей (Краснозатонский и Троицко-Печорский судебные участки).

 О работе ККС по жалобам и обращениям граждан и должностных лиц

 Квалификационная коллегия проводит работу по рассмотрению обращений, жалоб и заявлений граждан в отношении судей.

За отчетный период поступило 688 жалоб на работу судей, в том числе 5 жалоб на работу судей Арбитражного суда Республики Коми, 4 жалобы на судей Верховного суда Республики Коми, 384 жалобы на судей федеральных судов, 300 – мировых судей.

Из них были проверены 329. Количество жалоб по сравнению с прошлым отчетным периодом возросло на 73 жалобы.

 Наибольшее количество жалоб  поступило на работу федеральных судей следующих судов:

  1. Сыктывкарский – 118
  2. Воркутинский    -   60
  3. Ухтинский            - 43
  4. Печорский            - 35
  5. Усинский              -  29
  6. Эжвинский            - 16
  7. Сосногорский и Княжпогостский – по 13
  8. Усть-Вымский       - 12

 Хочется отметить суды, на действия судей которых за 2010-2012 годы не поступило ни одной жалобы. Это – Усть-Цилемский и Ижемский. Также из городских судов на  работу Интинского и Вуктыльского судов за 2 года поступило всего по 6 жалоб. Из районных судов на работу Прилузского суда поступила 1 жалоба.

 Проведенный анализ показывает, что основными поводами и основаниями для появления жалоб и обращений являлись, по мере убывания: нарушения норм процессуального законодательства (223 жалобы), волокита (45 жалоб), неэтичное поведение судьи в отношении участников процесса и других граждан (29 жалоб).

При разрешении вопроса о направлении жалобы для осуществления проверки учитывается ее характер, поскольку в соответствии с действующим Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей квалификационная коллегия судей не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность судьи, давать оценку действиям судьи, равно как и давать оценку законности принятых судьей решений. Проверка правильности и законности процессуальных действий судьи, законности и обоснованности судебных актов относится к исключительной компетенции суда вышестоящей инстанции.

Именно  поэтому заявителям были возвращены без рассмотрения по существу 359 жалоб. 

Жалобы разрешаются с учетом содержания доводов заявителей, норм действующего законодательства, полномочий квалификационных коллегий судей, при необходимости направляются по принадлежности, о чем сообщается заявителю; по ним даются мотивированные ответы.

 Особое внимание хочу уделить жалобам, признанным по результатам проверки обоснованными и частично обоснованными. За истекший период их количество составило 26.

Обжалуемые в квалификационную коллегию нарушения в целом однотипны и характерны для всех судов. Они подразделяются на следующие группы:

-   несвоевременное начало судебного заседания;

- затягивание сроков направления жалобы в вышестоящую инстанцию, в частности, по административным делам;

-   нарушение сроков изготовления решения;

-   запрет на ведение аудиозаписи;

- некорректное поведение судьи, недопустимые высказывания в ходе судебного заседания;

-   отказ в направлении копий процессуальный документов.

 По результатам проверок данных жалоб часть судей были привлечены к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения, часть жалоб после их проверки направлены в комиссию по этике, лично мною и заместителем ККС Римских Н.Н. проводились собеседования с судьями, обращалось внимание судей на необходимость недопущения в будущей работе выявленных недостатков. Данные предупреждения по закону не относятся к дисциплинарному взысканию.

С учетом тенденции роста числа жалоб, а также их характера, прошу всех сделать соответствующие выводы и учесть их в дальнейшей работе.

   ККС были также рассмотрены другие вопросы и материалы, а именно:

 -прекращены полномочия 31 судьи (в прошлом отчетном периоде – 29) по п.п.1п.1ст.14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с заявлением об отставке, в том числе: 26 федеральных судей; 3  судей арбитражного суда, 2 - мировых судей. По иным основаниям полномочия  судей не прекращались:

 -  прекращена отставка 7 судей (4 – федеральные судьи, 2 – арбитражные судьи, 1 мировой судья) согласно их заявления в связи с желанием заниматься другой оплачиваемой деятельностью по п. 7 ст.15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»;

 - отказано в прекращении отставки судьи Арбитражного суда Республики Коми.

- дано согласие председателю Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкину А.И. на возбуждение уголовного дела в отношении бывшего судьи Республики Коми.

 - удовлетворены 9 представлений председателя Верховного суда Республики Коми о привлечении судей в отставке к исполнению обязанностей судьи на срок до одного года на основании ст. 7.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».  

 В соответствии с поручением председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в мае 2011 года было проведено ознакомление с работой ККС судей Республики Коми членом ВККС РФ Клюкиным С.И.  

                              

Судебной системой и судейским сообществом принимаются меры по дальнейшему улучшению информирования граждан о своей деятельности. И мы не остались в этом вопросе в стороне. Информация о принятых ККС решениях по итогам каждого заседания публикуется на сайте ККС Республики Коми, копии решений и заключений ККС направляются в Управление Судебного департамента в Республике Коми и в Управление Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей.

 Оценить работу, проделанную квалификационной коллегией в отчетном периоде, предстоит Вам, уважаемые делегаты конференции.

 В заключение хочется поблагодарить всех членов ККС Республики Коми, представителей общественности и представителя Президента РФ за их добросовестную и активную работу!

Также выражаю благодарность за создание надлежащих условий для деятельности органов судейского сообщества председателю Верховного суда Республики Коми В.А.Шишкину, и за организационное обеспечение деятельности органов судейского сообщества начальнику Управления Судебного департамента Буракову И.А. Простое человеческое спасибо нашему секретарю Таскаевой Марии Николаевне, которая, не считаясь с личным временем, осуществляет делопроизводство ККС и Совета судей Республики Коми.

 Новому составу ККС Республики Коми могу пожелать принятия только взвешенных, обдуманных и справедливых решений! 

 

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Республики Коми

Вход

Забыли пароль?