Данная статья, напечатанная в журнале «Правосудие» (Выпуск 3 (23) Август 2009), рассказывает о жизни, судейской карьере Виктора Михайловича Ермилова, сорок два года отдавшего служению Фемиде, причем двадцать лет – в нашей республике, пройдя все ступеньки роста в Верховном суде Коми АССР - от члена суда до председателя.
НАЧАЛО
Из письма В.М.Ермилова: «Я родился в октябре 1939 года в Октябрьском районе Сталинградской области. Отец работал зоотехником в совхозе, мать - секретарем директора совхоза».
Он был единственным ребенком в семье Михаила Дмитриевича и Музы Васильевны Ермиловых. Когда младенец появился на свет, маме было всего двадцать. Отец - чуть постарше. Его Виктор не запомнил. Ему не было и двух лет, когда отец был призван в Красную Армию и ушел на фронт воевать с фашистами. А в августе 1942 года Михаил Дмитриевич Ермилов погиб в бою на подступах к Сталинграду.
Вдове с маленьким сыном на руках выпало немало лишений. В суровые военные годы люди жили впроголодь и в далеком тылу. А жизнь в прифронтовой полосе была гораздо тяжелей. Легче Музе Васильевне стало после Победы, когда она во второй раз вышла замуж.
В новой семье родились двое дочерей. Однако семейное счастье молодой женщины опять оказалось недолгим. В 1953 году отчим Виктора, совхозный инженер, умер. Музе Васильевне пришлось одной поднимать троих детей. Первым помощником матери был, конечно же, ее первенец.
Муза Васильевна - счастливая мать. Все дети получили высшее образование, обзавелись собственными семьями. Сейчас ей 91-й год. По словам Виктора Михайловича, мама живо интересуется происходящими в стране событиями, страстно болеет за питерскую футбольную команду «Зенит».
После окончания средней школы в июне 1957 года Виктор сразу устроился на работу - токарем в совхозную машинно-тракторную станцию. О дальнейшей учебе тогда он не задумывался. Надо было прокормить себя и помочь матери.
Через два года семья переехала в белорусский город Пинск. Виктор нашел себе работу на местном фанерно-спичечном комбинате. Но надолго там не задержался - потянуло на малую родину. Опять вкалывал токарем. А осенью 1960 года пришла повестка из военкомата.
Виктор Ермилов попал на Украину в ракетные войска, которые только зарождались в Советской Армии. «О службе в армии остались хорошие воспоминания, - написал Виктор Михайлович в редакцию «Правосудия». - Мне не приходилось сталкиваться с дедовщиной в уродливой ее форме, с произволом. Мы много занимались теоретической подготовкой, изучали ракету. Я хорошо освоил свою специальность и даже преподавал офицерам. Получил звание сержанта, командовал отделением. А при демобилизации мне присвоили звание младшего лейтенанта. Не забудутся учебные пуски ракет»...
Военное командование в те давние годы заботилось не только об обучении солдат воинским специальностям. Военнослужащим, которые имели общее среднее образование, разрешали поступать в вузы еще до окончания срока службы. Тех, кто поступил в институт или университет, сразу увольняли в запас. Не выдержавшие конкурсного испытания солдаты и сержанты возвращались в свои части дослуживать. Летом 1963 года такое разрешение получил и сержант Ермилов.
Виктор Михайлович вспоминает: «Желающих было много. Поэтому устроили что-то вроде экзаменов, по результатам которых и решалась наша судьба.
Я попал в число тех счастливчиков, которых отпустили сдавать вступительные экзамены. Поступать можно было в любой институт. У меня была юношеская мечта побывать в Ленинграде. Чем-то этот город притягивал к себе. Поэтому решил, что если не поступлю в институт, то хотя бы посмотрю город. Долго выбирал, куда поступать, и остановился на юридическом факультете Ленинградского государственного университета. Мне довольно легко давались гуманитарные науки, а времени для подготовки к экзаменам было в обрез».
Несмотря на большой конкурс, абитуриент Ермилов набрал необходимое количество баллов и был зачислен на первый курс университета. С военной формой, понятно, пришлось расстаться.
«Годы учебы и жизни в Ленинграде - это особая страница в моей жизни, - вспоминает В.М.Ермилов, - о которой можно бесконечно рассказывать, и они никогда не забудутся. Сбылась не только мечта побывать в Ленинграде, но и учиться в красивейшем городе и в лучшем учебном заведении страны, где преподавали известные ученые - профессора М.Д.Шаргородский, Н.С. Алексеев, П.С.Элькинд и многие другие. Знания, полученные за время учебы, позволили потом быстро освоить профессию».
Студент Виктор Ермилов не только хорошо учился. После первого курса летом он с однокашниками работал на комсомольской стройке в целинном Казахстане.
Ударный труд Виктора был отмечен Почетной грамотой Центрального комитета комсомола Казахстана.
Годы учебы в университете пролетели незаметно. Поскольку в зачетке Виктора были одни пятерки и четверки, с выбором места работы у него проблем не существовало.
Виктор Михайлович вспоминает: «Я склонялся к тому, что пойду в прокуратуру. Поэтому прошел стажировку в прокуратуре города Ленинграда и даже получил приглашение распределиться туда на работу следователем. В те годы любое ведомство заботилось о кадрах. Когда пришло время распределения выпускников юридического факультета на работу, приехали представители, в том числе областных судов, чтобы уговорить приглянувшихся им выпускников дать согласие на распределение в их ведомство. Так состоялась моя встреча с председателем Верховного суда Коми АССР Константином Семеновичем Лопатиным. Нужно сказать, что до этого у меня даже мысли не возникало, что пойду работать судьей. Почему-то эта профессия меня совсем не интересовала. За свою жизнь я даже в помещении суда не был. И вот мне предлагается со студенческой скамьи пойти работать членом Верховного суда автономной республики. Распределиться на работу в столицу республики, о которой я понятия не имел, для меня было ново и интересно. И я не устоял перед таким предложением. Тем более, что на работу в Коми АССР распределились еще три человека. Нина Николаевна Матюнина - в Верховный суд, а двое - в прокуратуру. Так К.С.Лопатин дал мне «путевку в жизнь». Фактически случайно став судьей, я уже свыше сорока лет работаю в этой должности»...
ПЕРВЫЕ ГОДЫ В СЫКТЫВКАРЕ
Он прилетел из Ленинграда в Сыктывкар 10 июля 1967 года. При посадке самолета из иллюминатора любовался красивой панорамой окрестностей города. Когда же прошелся по улицам Сыктывкара и увидел помещение Верховного суда, то слегка приуныл. Реальность не совпала с его ожиданиями.
«Столицей оказался небольшой город, застроенный в основном деревянными домами, - продолжает свой рассказ Виктор Михайлович. - Но если город был по-своему хорош, то этого нельзя было сказать о помещении Верховного суда. Располагался суд на втором этаже деревянного дома без коммунальных удобств. Был всего один небольшой зал судебного заседания. В кабинетах со старой мебелью сидели по нескольку человек. В них и рассматривали уголовные и гражданские дела в кассационной инстанции. На первом этаже располагались городской суд, адвокатура, да еще уборщица с мужем жила. Нашлась и мне комнатушка. Хорошо, что на первом этаже. Уборщица после работы наглухо запирала входные двери. Поэтому по вечерам приходилось уходить и приходить через окно.
Впоследствии мне дали койко-место в общежитии строителей, многие из которых недавно освободились из мест лишения свободы. Так среди этих граждан и жил, пока не женился»...
Того здания Верховного суда, о котором рассказал Виктор Михайлович, давно нет. Его снесли в 1974 году. Хотя здание действительно было малоприспособленным для осуществления правосудия, имелся один плюс. Дом находился в самом центре Сыктывкара - по улице Коммунистической, напротив того места, где сейчас размещается торговый комплекс «Детский мир».
Летом далекого 1967 года комнатушку в суде получил не только вновь избранный член Верховного суда Коми АССР Виктор Ермилов. Там же на время обосновалась его коллега Людмила Королева, выпускница юридического факультета Пермского государственного университета, которую, как и Виктора, определили в судебную коллегию по уголовным делам. Их рабочие места оказались в одном кабинете. Служебное общение вскоре переросло в нечто большее. В феврале 1968 года они сыграли свадьбу. Через некоторое время молодожены получили отдельную квартиру. У них родилась дочь Виктория. Вот уже сорок один год Виктор Михайлович и Людмила Николаевна Ермиловы идут по жизни рука об руку.
«Производственные и бытовые неудобства компенсировались тем, что я попал в дружный коллектив Верховного суда, где меня приняли как равного и старались оказать всевозможную помощь, - вспоминает Виктор Михайлович. - Судебной коллегией по уголовным делам руководил заместитель председателя Верховного суда Николай Яковлевич Нечаев, замечательный человек, опытный и грамотный юрист, поразивший феноменальной памятью. Судьи Григорий Иванович Зюзев, Павел Егорович Першин, Геннадий Александрович Чесноков, отличавшиеся дружелюбием, имевшие большой практический опыт, готовы были всегда прийти на помощь при разрешении тех или иных вопросов, возникающих в работе. С большой теплотой и благодарностью вспоминаю Владимира Никитовича Ланшакова, бывшего судью Верховного суда, который при мне работал уже начальником отдела по надзору за рассмотрением уголовных дел прокуратуры Коми АССР. С Владимиром Никитовичем мало кто мог сравниться по знанию законодательства, судебной практики, фанатичному отношению к повышению своего профессионального уровня (сейчас В.Н.Ланшаков является судьей Верховного суда Республики Коми в отставке - ред.). С ним можно было разрешить любые вопросы применения законодательства. К его помощи я нередко прибегал. Квалифицированные судьи работали и в судебной коллегии по гражданским делам. Достаточно назвать заместителя председателя Верховного суда Василия Александровича Молодцова, судей Тамару Александровну Петруневу и Евгению Константиновну Степаненко.
После меня Верховный суд пополнился молодыми, энергичными судьями, выпускниками различных юридических высших учебных заведений. Так, вскоре членами Верховного суда стали Н.Н.Матюнина, Г.Р.Брюхова, Ю.В.Гаврюсов, несколько позднее - В.Н.Шучалин, которые постепенно набирались опыта судебной работы и, несомненно, способствовали улучшению деятельности Верховного суда.
Знания, полученные за годы учебы, неоценимая помощь старших товарищей по работе способствовали тому, что я довольно быстро неплохо освоил свои должностные обязанности. Мне стали поручать рассмотрение уголовных дел не только в кассационной, но и по первой инстанции. В то время уголовные дела по первой инстанции рассматривались, как правило, по месту совершения преступления, иногда в отдаленных селах, куда добирались на маленьком самолете АН-2 или другим видом транспорта, нередко вместе с подсудимыми. При этом возникали разные ситуации, иногда неприятные».
Как работал по первой инстанции судья Ермилов, хорошо видно из представления председателю Верховного суда Коми АССР К.С.Лопатину, которое в октябре 1972 года направил первый заместитель прокурора Коми АССР П.Костюченко. Процитируем этот документ, хранящийся в личном деле В.М.Ермилова.
«С 1 по 9 августа 1972 года судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Коми АССР под председательством тов. Ермилова В.М. рассмотрено уголовное дело по обвинению Юркиной Ф.А. по ст. 93-1 УК РСФСР, Козика О.Д. и Сидоровой В.В. по ст. 172 УК РСФСР.
При судебном разбирательстве полно, всесторонне и объективно исследовались все материалы уголовного дела. Исследование доказательств производилось путем обозрения и оглашения документов с сопоставлением учиненными записями в кассовых отчетах подсудимой Юркиной и товарных отчетах материально ответственных лиц.
Допрос подсудимых и свидетелей производился по исследуемым документам с использованием в процессе допроса заключений судебных экспертиз и объяснения в суде эксперта.
При допросах тов. Ермиловым В.М. умело использовались материалы уголовного дела, что свидетельствует о глубоком знании материалов уголовного дела.
Доводы подсудимых о невиновности проверены и опровергнуты.
При судебном разбирательстве тов. Ермиловым В.М. проявлена высокая судебная этика.
Эти данные позволили судебной коллегии постановить по делу правильный и обоснованный приговор.
В приговоре дана правильная общественно-политическая и правовая оценка совершенных преступлений. Подсудимые Юркина, Козик и Сидорова признаны виновными и осуждены за совершенные преступления.
Мера наказания назначена правильно в соответствии с требованиями ст. 37 УК РСФСР, что обеспечивает борьбу с такими тяжкими преступлениями, как хищение государственных денежных средств.
Определением Верховного суда РСФСР от 18 октября 1972 года приговор, как правильный и обоснованный, оставлен без изменения, а кассационные жалобы осужденных на приговор суда - без удовлетворения.
Отмечая при этом добросовестное отношение к исполнению своего служебного долга члена Верховного суда Коми АССР тов. Ермилова Виктора Михайловича, прошу решить вопрос о его поощрении».
Приказом председателя Верховного суда республики «за тщательную досудебную подготовку и проведение судебного следствия, что обеспечило обоснованный приговор, а также за хорошую организацию в целом судебного рассмотрения группового уголовного дела» Виктору Михайловичу была объявлена благодарность.
Добросовестное отношение к работе предопределило карьерный рост В.М.Ермилова.
В 1973 году К.С.Лопатина в должности председателя Верховного суда Коми АССР заменил участник Великой Отечественной войны В.А.Молодцов, которого Виктор Михайлович назвал «человеком, отличавшимся справедливостью и честностью». В 1977 году заместитель председателя Верховного суда Н.Я.Нечаев вышел на пенсию. На эту должность был назначен В.М.Ермилов. А менее чем через семь лет Виктор Михайлович возглавил Верховный суд республики, сменив В.А.Молодцова.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
Виктор Михайлович вспоминает: «Сейчас много говорят о зависимости суда в советское время от партийных и советских органов, о звонках свыше и тому подобном. За те годы, когда я был судьей, а затем и руководителем суда, не могу назвать ни одного конкретного уголовного или гражданского дела, которое было бы рассмотрено вопреки положениям закона, по указанию «сверху», тем более на незаконное осуждение по каким-либо мотивам. Вмешательств такого рода в рассмотрение дел просто не было.
Как на аргумент зависимости ссылаются на то, что судьи были членами КПСС, поэтому выполняли «указания» партии. Фактически же в отправлении правосудия это никакой роли не играло. Хотя отдел административных органов обкома партии и занимался кадровыми вопросами Верховного суда, при этом обращалось внимание на человеческие качества кандидата в судьи и на его профессиональную подготовку, а не на партийную принадлежность. Заведующий отделом Владимир Михайлович Балин оказывал помощь как в подборе кадров в Верховный суд, так и по другим вопросам деятельности суда. В Верховном суде ряд судей были беспартийными. И к этому относились спокойно. Да я и сам вступил в члены КПСС, будучи уже членом президиума Верховного суда. Все это я говорю, естественно, применительно к Коми АССР.
Трудности же в работе суда создавали недостаточное материально-техническое снабжение, недостаточная численность судей в условиях роста поступления уголовных и гражданских дел и другие проблемы, отрицательно сказывающиеся на качестве работы. Несмотря на то, что судьи были завалены работой, им приходилось заниматься и общественной работой, и сельскохозяйственными работами. Особенно хотелось бы сказать о последних.
Каждый год всем предприятиям, учреждениям города, в том числе и Верховному суду, давалось задание по уборке определенной площади какой-либо сельскохозяйственной культуры - турнепса, картофеля, капусты, а в последние годы добавили еще и заготовку сена. Небольшому по численности коллективу суда, состоявшему в основном из женщин, с превеликим трудом, зачастую при неблагоприятных погодных условиях удавалось справиться с заданием более чем за неделю. После этого некоторые судьи отправлялись на «больничный». При этом суд, по сути дела, закрывался. Накапливалось много нерассмотренных дел. Потом трудно было войти в установленные законом сроки их рассмотрения. Но это мало кого интересовало. Наиболее жестко в областном комитете партии спрашивали за выполнение задания по сельхозработам.
Сама должность судьи была не очень-то престижна. Большая нагрузка и сама по себе сложная работа судьи, невысокая заработная плата не привлекали кандидатов на эту работу. Поэтому нелегко было найти достойные кандидатуры даже на вакантные должности судей Верховного суда. Да еще и учитывали то, что в автономной республике, тем более в Верховном суде, должны быть национальные кадры. Будучи руководителем суда, я уделял постоянное внимание вопросам подбора достойных кадров для работы в Верховном суде. Мною были рекомендованы Надежда Владимировна Боковикова, Виталий Семенович Хинкин и Вячеслав Александрович Шишкин, ставшие впоследствии руководителями суда, и другие судьи, зарекомендовавшие себя с самой лучшей стороны. Сложился хороший коллектив и технических работников суда, добросовестно относившихся к своим служебным обязанностям.
В то время я как руководитель суда выполнял не только административную работу, но и, помимо рассмотрения уголовных и гражданских дел в президиуме суда, рассматривал уголовные дела в кассационной инстанции и наиболее сложные уголовные дела по первой инстанции. Приходилось довольно часто выезжать в командировки в районы и города республики».
МОСКВА
«Несмотря на все трудности, - завершает свой рассказ В.М.Ермилов, - возглавляемый мною Верховный суд успешно справлялся с поставленными задачами по осуществлению правосудия. Видимо, поэтому мне неоднократно поступали предложения перейти на работу судьей Верховного суда РСФСР. Однако меня все устраивало в моей работе, были нормальные бытовые условия жизни, и я отказывался. И все-таки, поработав почти двадцать лет в Верховном суде Коми АССР, я решил, что пора что-то менять в своей жизни. Поэтому, когда мне вновь предложили перейти на работу в Верховный суд РСФСР, я согласился.
Членом Верховного суда РСФСР я был назначен в феврале 1987 года. Семья переехала в Москву, где у меня как-то все сразу сложилось. Жену пригласили работать судьей Московского областного суда (сейчас она в отставке). Дочь поступила на учебу в Московский юридический институт и успешно его окончила. Виктория сейчас работает судьей Московского городского суда. Так что в семье у меня все юристы, притом судьи.
Я продолжаю работать судьей Верховного суда Российской Федерации. Работаю в судебной коллегии по уголовным делам и в кассационной коллегии. Имею высший квалификационный класс. Мне присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Награжден орденом Почета и медалями. Дорого мне и звание заслуженного работника Республики Коми. Всегда с теплотой вспоминаю годы, прожитые в республике, людей, которые оказали мне неоценимую помощь в моем становлении как судьи, да и как человека.
С тех пор многое изменилось в судебной системе, но по-прежнему приходится много работать. На отдых времени остается мало. По воскресным дням с женой обычно выезжаем на дачу, где люблю поработать физически, повозиться с посадками цветов и прочих растений. Скоро уже пора уходить в отставку. Тогда и будем наверстывать упущенное в жизни».